Главная » Статьи » ОБУЧЕНИЕ ТАРО » ОККУЛЬТНАЯ ПРАКТИКА

ДРЕВО ЖИЗНИ

 
 

Эту фигуру следует изучать очень внимательно, поскольку это основа всей системы Таро. Совершенно невозможно дать ее исчерпывающее описание, поскольку она (прежде всего) универсальна. Поэтому данная фигура не может для одного человека означать то же, что и для другого. Вселенная А не есть вселенная В. Если А и В сидят за обеденным столом напротив друг друга, А видит правую сторону омара, а В – левую. Если они встанут рядом и посмотрят на одну и ту же звезду, угол зрения будет разным; хотя различие бесконечно мало, оно все же существует. Но Таро одинаково для всех в том же смысле, в каком для всех одинаковы любой научный факт или любая формула. Крайне важно помнить о том, что факты науки, хотя универсально истинны в абстрактном мире, не совершенно истины для любого конкретного наблюдателя. Даже если два человека с идентичными чувственными реакциями будут наблюдать некоторый объект с одного и того же места, они не смогут сделать это в одно и то же время, а мельчайшей доли секунды уже достаточно для того, чтобы и объект, и наблюдатель переместились в пространстве.

 

Мы подчеркиваем это снова и снова, потому что нельзя принимать Древо Жизни как мертвую, фиксированную формулу. В каком – то смысле это вечная схема вселенной, и именно потому, что она бесконечно гибка. Ее нужно использовать как инструмент для исследования Природы и ее сил, а не как оправдание для догматизма. Таро желательно изучать в как можно более молодом возрасте: это точка опоры для памяти и рабочая схема для разума. Его следует изучать постоянно, сделав это ежедневным уравнением, ибо оно бесконечно гибко и растет по мере его разумного применения. Так Таро становится самым искусным и превосходным методом постижения всего Сущего.

 

Кажется вероятным, что каббалисты, придумавшие Древо Жизни, были вдохновлены Пифагором; возможно также, что и он, и каббалисты черпали свое знание из общего, более древнего источника. Во всяком случае, обе школы согласны относительно одного фундаментального постулата, а именно: Абсолютная Реальность лучше всего описывается Числами и их взаимодействием. Интересно отметить, что современная математическая физика пришла наконец к очень похожему выводу и отказалась от попыток описать Реальность единственным точным термином. Современная мысль представляет себе Реальность в образе кольца из десяти идей – таких, как Потенциал, Материя и так далее. Каждая из этих идей не имеет смысла сама по себе и может быть понятна только в терминах остальных. К этому именно выводу мы пришли ранее в настоящем эссе, говоря о том, как все планеты, элементы и знаки зависят друг от друга и состоят друг из друга.

 

Но далее в своих попытках постичь Реальность каббалисты пришли к необходимости суммировать качества этих весьма туманных и отвлеченных идей и соотнести их все с числами десятичной шкалы.

 

Итак, числа – это максимальное приближение к Реальности, показанное в этой системе. Число 4, например, - не только и не столько результат прибавления единицы к тройке, или возведения двойки в квадрат, или деления восьми на два. Это вещь в себе, обладающая всякого рода моральными, чувственными и интеллектуальными качествами. Четверка символизирует такие идеи, как Закон, Ограничение, Власть и Устойчивость.

 

В каббалистической системе изначальной идеей является Ноль, который фигурирует в трех формах – примерно как (в китайской философии) Дао манифестирует себя понемногу через Дэ или как (в индусской системе) бог Разрушения и Уничтожения, Шива, проявляется через Бесконечную Энергию, Шакти. Итак, каббалистическая система начинается с Айн – Ничто, Айн Соф – Безграничного и Айн Соф Аур – Безграничного Света.

 

Теперь можно представить себе в этом «свете» одну точку, выбрать именно ее для наблюдения. Это первый акт, относящийся к области Позитивного и дающий нам число 1, называемое Кетер, или «Короной». Остальные числа возникают по причине необходимости мысли, как объясняется в следующей таблице.

 

1. Точка: позитивная, но неопределимая.
2. Точка: отличимая от одной другой
3. Определяемая относительно двух других. Бездна между Идеальным и Актуальным. 
4. Точка: определяемая тремя координатами. Материя.
5. Движение (время): Хе, Утроба. События могут происходить лишь через Движение во Времени.
6. Точка: теперь самоосознающая, ибо способная определять самое себя в предыдущих терминах.
7. Точка: идея Блаженства (Ананда).
8. Точка: идея Мысли (Чит).
9. Точка: идея Бытия (Сат).
10. Идея Самой Себя осуществлена во всей полноте, определяемой пунктами 7, 8 и 9.

 

Это показывает нам, что при помощи этих десяти (но никак не менее) чисел можно получить позитивное описание любого данного объекта или идеи.

 

Пока что рассуждение строилось на жесткой математической базе, лишь с небольшой примесью философии для придания ему формы. Но теперь, для описания объектов "Мысль" и "Чувство", нам придется протянуть руку астрологам. Проблема заключается в том, чтобы приписать Чистому Числу некоторые моральные идеи. Отчасти это дело опыта, отчасти же — традиции, основанной опять — таки на опыте. Было бы неумно презрительно отбросить традицию, потому что всякое мышление связано законами самого Разума, а Разум формировался в каждом человеке тысячелетиями эволюции мышления его предков. Клетки всякого живого мозга — дети великих мыслителей.

 

Сегодня мало кто слышал о Платоне и Аристотеле. Вряд ли один человек из тысячи — возможно, один из десяти тысяч - читал их хотя бы в переводах. Но столь же мало и таких, чье мышление, какое оно есть, не обусловлено идеями этих двух людей.

 

Итак, в Древе Жизни содержится первая попытка соединить Идеальное и Актуальное. Каббалисты, например, говорят, что в числе 7 содержится идея Венеры, а в числе 8 - Меркурия, что путь, связывающий числа 1 и 6, относится к Луне, а путь между 3 и 6 - к знаку Близнецов.

 

Каково же истинное значение этих планет и знаков в категории Реального? Тут мы опять сталкиваемся с невозможностью точного определения, поскольку возможности для исследования бесконечны; кроме того, в любой момент любого исследования одна идея сливается с другой и затрудняет точное определение образов. Но это, конечно, неизбежно. Все это шаги слепого на пути к истинному Свету, когда Вселенная будет восприниматься как одно целое, но со всеми своими частями. Каждая из которых необходима и обособлена.

 

Впрочем, начать эту работу довольно легко. Требуется не более чем элементарное образование. Грубо говоря, для начала можно считать, что природа планет описывается классическими характеристиками богов, в честь которых планеты были названы. То же относится, хотя и в меньшей степени, к Знакам Зодиака. Об их природе доступно не так много информации; полезно, однако, запомнить, какая планета управляет каким знаком и в каком знаке становится экзальтированной. Отдельные Неподвижные Звезды не входят в систему Таро.