Главная » Статьи » ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

КАРМА

 
 
Прежде всего хотелось бы рассеять одно весьма распространенное заблуждение.
 Словом "карма" у нас сегодня называют все что угодно: и наследственность, и "долги", остающиеся нам от прошлых жизней, и дхарму (роль), и мокшу (служение), и кизмет...
 Чаще всего именно кизмет, то есть судьбу, жребий (от араб. късм - жребий), имеющий значение только для данного воплощения и никак не связанный с воплощениями прошлыми или будущими.
 Между тем карма - это абстрактное философское понятие, к обыденной жизни приложимое так же мало, как понятие "материя" - к столу, за которым мы обедаем.
 
 В индуизме это всеобщая причинность, сходная с европейско-греческим понятием "телос" (конечная причина), поэтому обычная причинно-следственная связь, для которой предполагается необратимость во времени (сначала всегда идет причина, а потом следствие), в области кармы неприменима.
 
 В буддизме и даосизме это безличный закон мирового равновесия,всегда стремящегося к самовосстановлению. Человек может нарушить его в каком-то месте; мир от этого не перевернется, а человек, как говорится, сделает хуже себе же, потому что равновесие будет стремиться восстановиться, и человек поплатится за его нарушение.  
 
 ДХАРМА(санскр.): долг, закон, порядок жизни. "Дхарма огня - гореть, дхарма тигра - быть жестоким..." (Д.Редьяр. Психология личности).
 
 АРТХА(санскр."цель"):общественная деятельность,направленная на приобретение пользы, богатства. В авестизме - Арта или Аша(Аша-Вахишта), "Лучшая Правда",небесный архетип порядка и гармонии.
 
 КАМА(санскр.):любовь,чувственные влечения и страсти.          
 
 МОКША(санскр.):спасение души, освобождение от пут материального мира, одна из важнейших сторон жизни человека и его задач в индийской философии. 
 
 ЧАКPА (Chakra, санскр. "круг, диск"): орган астрального (или эфирного) тела человека, "преобразователь жизненной энергии".
 
 В индийской традиции насчитывается шесть основных чакр плюс одна высшая, сверх-чакра (Сахасрара). Шесть основных чакр расположены не на (или в) физическом, а на эфирном теле, которое считается носителем информации о физическом и других телах.
 
 Каждая чакра обладает особыми свойствами, проявляющимися на всех уровнях, т.е. во всех телах. С каждой чакрой связывается определенное божество или ипостась божества, стихия, мантра и шакти.
 
 Мантра это краткое заклинание или молитва, шакти же в данном случае - женское божество, одно из олицетворений космической энергии шакти.
 
 Каждая чакра имеет также свой знак или символ, сопровождаемый сложной расшифровкой и включающий несколько букв алфавита деванагари.
 
 Шесть чакр охватывают все 50 букв алфавита, седьмая же, самая высшая. Тысячелепестковый лотос, включает каждую букву в 20 повторениях. К классическим чакрам относят(перечисление снизу вверх):
 
1. Муладхара - на уровне копчика. Четырехлепестковый лотос. Это Брахма, проявляющийся в богине любви Каме.
 Самая нижняя чакра, при активизации которой пробуждается канал кундалини (от санскр. кундали - "змея", служившая в Индии символом красоты и силы).
По этому каналу жизненная энергия (шакти) поднимается наверх, в высшие области человеческого сознания, чтобы в конце концов символы мужского и женского начала, Шива и Шакти, соединились в космическом блаженстве.

Совр. "интегральная" йога занимается упражнениями, направленными на прокачку этой энергии снизу вверх и сверху вниз. Стихия - земля. 

 
2. Свадхистана - на уровне лобка. Шестилепестковый лотос.

Вишну. Стихия - вода. 

 
3. Манипура - на уровне солнечного сплетения. Десятилепестковый лотос. Шива, проявляющийся в образе юпитерианского божества-громовержца Рудры.
Стихия - огонь.
 
4. Анахата - между сосков. Двенадцатилепестковый лотос.
Шива-Харикодра (Шива в образе Вишну и наоборот).
Стихия - воздух. 
 
5. Вишуддха - на уровне щитовидной железы. 16-лепестковый лотос.
Садашива (Шива-ардханаришвара, т.е. андрогин).
Стихия - акаша (эфир, творческая сила).
 
6. Аджна - чуть выше переносицы. Двухлепестковый лотос.
Парам-Шива (Всевышний Шива).
Стихия - мысленная, неартикулируемая речь (манас).
 
7. Сахасрара - над макушкой. Тысячелепестковый лотос.

Обитель чистого сознания Шивы, слияние индивидуального и мирового разума, мужского и женского начала.

Представление о "пространственно-временной замкнутости мира", о цикличности всех его проявлений восходит, как мы уже говорили, к "таврическому" мышлению, т.е. мышлению эры Тельца, элементов которого в индийской культуре сохранилось немало.
Выражением этого представления является мандала - символ вечного круговорота времен и событий, солнечного года, воплощений и перевоплощений, модель Вселенной, изображаемая в виде круга со вписанным в него крестом или квадратом, обозначающим стороны света.
 Тем же словом обозначаются, кстати, и "круги", т.е. разделы Ригведы, а так же некоторые другие круги - например, небесный круг Зодиака и все, к нему относящееся.