Главная » Статьи » ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ » Лекция 2

ЭРА ТЕЛЬЦА


 
 Человеческое мышление в этот период мифологично: миф оказывается лучшим средством понимания и запоминания взаимосвязей между явлениями. Мы с вами говорим, например, что затмения Солнца и Луны происходят, когда оба светила с точки зрения земного наблюдателя оказываются вблизи от узлов своей орбиты, а их разница по широте невелика. Древние говорили "Дракон пожирает Луну (или Солнце)", и это означало для них то же самое. Помните у Алексея Толстого про маленького Митю? "...Он разговаривал очень, очень хорошо. Но только деревянную лошадь называл "вевит", собаку - "авава", а плюшевого медведя - "патапум". Так Митя лучше понимал, и лошадь, собака, медведь лучше понимали..."
 
 Здесь Алексей Толстой, кстати, затрагивает одну важную эзотерическую проблему, чего безграмотные цензоры 30-х гг., к счастью, не заметили. Известно, что эмбрион и потом ребенок как бы повторяют историю развития высших организмов: выход из водной среды в воздушную (жабры сменяются легкими), постепенный переход от низших форм восприятия к высшим, обретение разума. Оккультисты же считают, что эмбрион и ребенок повторяют и этапы духовного развития вышеупомянутых семи рас: маленький человек, еще не умеющий говорить, общается с окружающим миром телепатически, а потом эта способность утрачивается. Помните "Историю близнецов" в книге Памелы Л. Трэверс о Мэри Поппинз? 
 
 "...Вы хотите сказать, они понимали и скворца, и ветер, и... - И деревья, и язык солнечных лучей и звезд - да, да, именно так, - сказала Мэри Поппинз... ...Тут ничего не поделаешь. Нет ни одного человека, который бы  помнил после того, как ему стукнет самое большее год"....  
  
 Это, конечно, весьма образное и упрощенное описание проблемы, но нет сомнения, что Памела Трэверс была знакома с этой теорией:  на Западе основы эзотерики доступны всем и составляют неотъемлемую часть их культурного наследия.
 
 Эта теория возникла не на пустом месте. Сами вы, конечно, не помните, но если кому-то приходилось жить рядом с маленьким ребенком, он мог убедиться, что между ребенком и матерью долго, лет до семи (!), существует теснейшая невидимая связь, общее поле: они образуют единую систему, как Земля и Луна. Ребенок плачет, когда мама уходит, болеет мама - заболевает и ребенок, и наоборот, и т.д.
 
 Итак, для объяснения закономерностей видимого и невидимого мира человек эпохи Тельца пользовался легендами и мифами. Мифы и возникли как описания наблюдаемых явлений на языке того времени. Поэтому не планеты получили имена богов, как у нас долго считалось, а наоборот: образы богов и героев возникли как отражение феноменов земных и небесных. В период эры Тельца складываются и бщепринятые космогонические мифы.
 
 В основе космогонических мифов этого периода лежит представление о первоначальном хаосе, из которого возникают небо, земля и остальные вещи. Возникают они путем разделения стихий, соединенных в мировом яйце (Египет, Индия) или мировом океане (Шумер). Возможно, что мотив разделения этого "неслиянного единства" восходит к эре Близнецов - недаром тема близнецов встречается в очень многих мифологиях (Гильгамеш и Энкиду у шумерийцев, Яма и Ями у индийцев, Небесные и Земные Близнецы у индейцев Древней Мексики и, наконец, позднейшие Диоскуры, Кастор и Поллукс). Вместо одного Бога-Творца имеется целый сонм богов разного ранга, иерархия которых все время меняется. Свою же собственную генеалогию люди возводили к первой паре людей, либо созданных богами из глины (Шумер, Египет), либо просто рожденных ими в браке (Индия, Мексика).
 
 Однако мир, однажды созданный, для людей того времени цикличен: в природе все повторяется. Мир таков, каким был от начала времен, и пребудет таким до конца. Никакие изменения не только невозможны, они просто не нужны. "И увидел Бог, что это хорошо" - фраза из источника более позднего, но в ней как раз содержится отголосок представлений периода эры Тельца о "пространственно-временной замкнутости мира", как пишет Владимир Романович Арсеньев (Звери - боги - люди. М., 1991).
 
 Поэтому, кстати, для "тельцовых" культур не характерен страх смерти: смерть для них - не полное исчезновение, не уход навсегда, а всего лишь завершение очередного цикла, за которым следует такой же цикл в инобытии, в иной жизни, и новый цикл на Земле, на этот раз в облике потомка. Отсюда - формирование представлений о реинкарнации (новых воплощениях души) и мифов об умирающих и воскресающих богах.
 
 Следы мифологического сознания сохранились, кстати, и в современной эзотерике. Желая охарактеризовать какое-то явление, мы говорим "Венера", потому что так короче. Однако это слово давно утратило всякую связь с "Утренней звездой" и даже с посвященными ей божествами древнего мира: для нас это - динамический архетип, симптомо и символокомплекс, система ассоциаций, медленно, но непрерывно меняющихся, хотя и сохраняющих некую основу, "монаду".
 
 Так, Венера - это прежде всего символ искусства и любви. Она связана с Тельцом по сродству характеров, поэтому Телец считается "домом" или "обителью" Венеры. Но Телец - еще и место возвышения Луны, а Луна - символ плодородия, мудрости (двурогость) и чувствительности к тонким вибрациям, "флюидам". Однако у Тельца есть и свои собственные особенности. Прежде всего он представляет одну из четырех стихий, землю, и особенности архетипов Луны и Венеры модифицируются согласно этому: лунная чувствительность к тонким вибрациям ослабевает. В период эры Тельца не происходит новых открытий в мире невидимом, люди полагаются не на интуицию, а на авторитет "высших посвященных", а способность к плодородию усиливается (сельское хозяйство это наиболее распространенный род занятий в обществах эры Тельца).
 
 В этот период возникают культы плодородия на основе женского, а не мужского начала (Телец - "женский" знак). При этом любовь (секс) и плодородие (материнство) еще не дифференцированы: египетская Изида, шумерская Инанна, даже позднейшие вавилонская Иштар и армянская Анаит сочетают в себе элементы архетипов Луны и Венеры или просто считаются лунными богинями.
 
 "Великая Мать" средиземноморских народов, она же Сорни-Эква ("Золотая Баба") у манси и вогулов, она же ольмекская Чак Кит, она же знаменитая Кибела - недифференцированный лунно-земной архетип (система мать-ребенок), символ пока еще неразличаемого единства между плодородием существ разумных и неразумных.
 
 Далее, Телец собирает и накапливает - запасы продовольствия, материальные ценности, земли, знания, произведения искусства. "Тельцовые" общества самодостаточны, их не интересует жизнь иноплеменников. Недаром себя жители таких обществ чаще всего называют "людьми", а иноплеменников - "чужаками", "пришельцами" или, как позже, греки - "безъязыкими" (варварами).
 
 В то же время Телец - покровитель искусства, знаток, а часто и создатель его произведений. В период эры Тельца складывается (формализуется) основная цветовая гамма и символика цвета. Создаются произведения искусства, нередко переживающие тысячелетия: раскрашенные каменные статуи, храмы и гробницы, сосуды и украшения. Но Венера в Тельце - исполнитель, а не творец, и раз избранные

образцы повторяются из века в век. Телец не теоретик, он практик: он не делает обобщений, а просто накапливает все новые сведения, пополняя статистику, которой воспользуются люди следующей эры. Его науки носят прикладной характер: геометрия, астрономия, медицина служат лишь упорядочению повседневной жизни, "организации труда", как бы мы сказали сегодня.

 
 Кроме того, они комплексны: геометрия неотделима от геомантии, астрономия от астрологии, медицина от магии. Они не разделяются и в сознании занимающихся ими людей, а это, как правило, жрецы, "каста посвященных". И дело тут не столько в тайном характере этих знаний, сколько в необходимости обеспечить их сохранность и преемственность: письменности-то еще нет. Отсюда - мужские ипостаси лунных богов: Тот у египтян, Нанна у шумерийцев, Чандра у индийцев как изобретатели учения и письма, покровители магии и медицины. В начале эры Тельца лунные боги и богини занимают в пантеонах первые, самые важные места (еще и потому, что Луна - основа древнейших календарей).
 
 Телец консервативен и верен традициям. В период эры Тельца чисто научные операции приобретают характер ритуала, закрепляются в гимнах и мифах для лучшего запоминания. В этот же период, в конце эры Тельца, вырабатываются и первые системы письменности - опять-таки для закрепления накопленных знаний.
 
 Ритуалы же основываются на чувстве - Телец это главным образом чувство, а не логическое умозаключение. Представьте себе обряд посвящения в жрецы. Юноша приходит в храм. Над ним совершают омовение, одевают в ритуальные одежды, произносят молитвы или заклинания. Его проводят по темному коридору, украшенному изображениями самых страшных богов потустороннего мира. Он проходит испытание болью, проводит долгое время в одиночестве, без пищи и питья. Если он все это выдержал, его приводят к клятве верности, и теперь уже он становится хранителем древних традиций. 
 
 Итак, эра Тельца - это закладка "фундамента" основных космогонических мифов, максимальная ритуализация действий и накопление статистики. Мир для жителей эры Тельца целостен и един, а обитатели мира невидимого столь же реальны, как обитатели дома напротив. Для общения с теми и другими существуют свои правила и, если их выполнять точно, можно добиться желаемого результата. Есть люди, знающие эти правила (жрецы), и есть люди, вынужденные обращаться к ним за помощью и платить за это деньги. Мир устроен хорошо и логично, и менять его незачем.
 
 Такой взгляд на мир прост и удобен. Не удивительно, что многие традиционные культуры и в наши дни сохранили признаки "тельцовости" - во-первых, это Индия и Китай, хотя речь идет, разумеется, не обо всей стране в целом, а лишь о нескольких конфессиональных или этнических группах. Во-вторых, некоторые африканские народы - бенинцы, ашанти - и ряд других. Но большинство культур пошло дальше и перешло к эре Овна, ознаменовавшей новую фазу развития человеческого сознания, как общественного, так и индивидуального.
 
 Подводя итоги, можно сказать, что избранная нами хронология позволяет упорядочить многое в человеческой истории, не поддающееся систематизации с помощью других календарей и хронологий. Однако прецессионная хронология - не единственный способ эзотерического членения истории. Существуют и более крупные, и более мелкие деления, например, пятисотлетние циклы, с которыми нам еще придется столкнуться. Прецессионная же хронология позволяет более или менее
точно проанализировать период на десять тысяч лет в ту или другую сторону, считая от сегодняшнего дня, а больше нам в данном случае и не надо.