Главная » Статьи » ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ » Лекция 6 |
Экзотические культуры: ВУДУ
На периферии технических цивилизаций до сих пор существуют сообщества или даже целые культуры (и их не так уж мало), в силу разных причин не только сохраняющие в себе черты предыдущих эпох - эры Овна, эры Тельца или даже еще более ранних, - но и предоставившие этим чертам возможность "пережить свой век", проделать как минимум один, а то и несколько добавочных, "сверхплановых" циклов развития. Все подобные культуры мы, естественно, рассмотреть не сможем, а перечислим лишь те, которые представляются важными для понимания их принципиальной значимости.
Итак. Мир произошел из первичной пустоты (т.е. все того же хаоса, определения которого нигде найти невозможно. Но мы по ходу дела все-таки попытаемся). Пустота издала звук, отчего возник ее двойник. От их соединения возникло влажное вещество (вода), а потом произошел взрыв, породивший твердое вещество. Однако это еще не были земля и пространство, их еще не сотворили. При оседании твердого вещества (после взрыва) возникли вещи и их символы. Тогда из хаоса выделилось сознание и направилось к вещам, чтобы вдохнуть в них жизнь и наделить именами. Так возник активный дух Йо и 22 основных элемента, от которых произошли звуки, цвета, действия и чувства. От Йо произошло божество Фаро, "властитель слова", создавший семь небес, и другие божества. При этом Фаро соответствует стихии ВОДЫ (женское начало, инь), "строитель Земли" Пемба - ОГНЮ (ян), прародительница людей Мусо Корони - ЗЕМЛЕ (инь), а дух Телико - ВОЗДУХУ (ян). Это распределение стихий по принципу мужского и женского начала полностью соответсвует, кстати, взглядам индуистов (брахманистов), пифагорейцев, каббалистов и суфиев.
Вселенная представлялась бенинцам в виде нескольких концентрических кругов - миров, границы между которыми вполне определенны, хотя и проницаемы. Внешний, самый широкий круг составляла Вселенная, включающая многонаселенный мир предков, духов и иных нематериальный сущностей, а в центре нее находилась община, частью которой был человек (физическое тело со всеми его уровнями), в свою очередь состоявший из четырех миров или кругов - "двойника"
(эфирное тело), души (астральное тело), духа (ментальное тело) и высшего "Я" (монада):
--------------------------------------------- / В С Е Л Е Н Н А Я \ ----------------------------------------- / / Мир духов предков и божеств \ \ ---------------------------------- / / / Общество (община) \ \ \ ---------------------------- | | | | ЧЕЛОВЕК: | | | | С точки зрения африканца, когда человек засыпает на своей циновке, на сцену выходит его двойник, который совершает тот же путь, что проделывал спящий в реальном мире, и проделывает ту же работу... Именно в этом двойнике и кроется личностьчеловека.
Эта схема настолько проста и свободна от каких бы то ни было "культурных наслоений", теоретизирующих оговорок и запутывающих дело деталей, что может служить блестящей иллюстрацией принципа подобия, известного нам по формулировке Гермеса Трисмегиста: "То, что внизу, подобно тому, что наверху",
о котором мы упоминали в 1 лекции.
Так, у бамбара считается, что при убийстве (разрушении, нарушении целостности) объекта выделяется особая энергия - "ньяма", вредоносная в отличие от просто жизненной энергии "ни" и способная оказывать опасное воздействие на людей, на равновесие вещей и порядок в мире. Но охота дает людям пропитание, без нее нельзя обойтись и поэтому охотник (не просто охотник, а член высшей касты, брахман, если вернуться к теме прошлой лекции) должен взять на себя ответственность за нераспространение этой разрушительной энергии на ни в чем не повинных окружающих. Отсюда - развитый культ, т.е. система "магических и ведовских обрядов, жертвоприношений, соблюдения табу и т.д
Примером этого может служить культ ВУДУ, очагом которого считается Дагомея. Вуду (Wodoo, Voodoo) - это слово одного из африканских языков, означающее "дух". В эпоху работорговли жителей западного побережья Тропической Африки вывозили в Северную и Южную Америку, на Кубу и на Гаити, поэтому культ распространился и там, вызывая ужас у суеверных европейцев.
начинающих экстрасенсов. Однако и этот культ есть не что иное, как выражение все того же "таврического", архаичного взгляда на мир, для лучшего понимания и запоминания которого и создавались обряды и ритуалы. Эффективность этих действий с точки зрения современного эзотеризма объясняется тем, что за тысячи лет существования водуизма сложился мощный эгрегор (информационное поле), снабженный, однако, своего рода "кодовым замком": обратиться к нему может далеко не всякий, а лишь тот, кто владеет кодом.
Но, далеко пережив свое время (и покинув свое исконное пространство), водуизм утратил большую часть своего эзотерического начала или, точнее, перестал его развивать. Он остался в рамках религии, включающей постепенно усыхающие верования и хорошо развитый в силу своей практичности культ.
В этом плане больше повезло другим духам - ВИНТИ. Есть такая страна Суринам, бывшая Нидерландская Гвиана, на севере Южной Америки. Не вдаваясь в демографический анализ ее пестрого населения, укажем, что оно в массе своей принадлежит к т.н. креольской культуре, объединяющей в себе элементы европейских, африканских, американских (индейских) и некоторых других культур. В креольской культуре все они "сплавились" в нечто качественно новое, свое, оригинальное во всех
сферах человеческой жизни, в том числе и в эзотеризме. африканцев, привезенной в Суринам черными рабами. Считается, что Винти пронизывает все живое и состоит из двух важнейших элементов: верования и врачевания (а не культа, как в "архаичных" культурах). "Конь Божий": духи его внутреннего, а также внешнего мира постоянно овладевают им, управляя его чувствами и мыслями. Врачевание же зиждется на методах "народной медицины", известных всем народам земного шара, главным образом - на использовании природных веществ и психофизиотерапии. Но, если простейшие народные средства, выбор которых определяется природными условиями данного региона, известны практически всем, то применение "сложносоставных прописей", а тем более комплексных методов лечения - уже профессия, требующая знаний и опыта, причем не только в практической, но и в эзотерической сфере. Лиц, занимающихся этой профессией, именуют по-разному - целителями, хилерами (англ. Healer) или ШАМАНАМИ.
эзотерическое сознание, то есть, во-первых, не просто знающий, а глубоко чувствующий законы микрокосма и макрокосма, а во-вторых, целиком и полностью сознающий свою ответственность. Причем если первый и второй элементы факультативны - шаман может не иметь медицинского образования или не принадлежать к соответствующему этносу - то отсутствие третьего элемента (эзотерического сознания) превращает шамана в колдуна, curandero в brujo. На невидимом плане - ритуальное поведение - соблюдение определенных правил жизни и обращения с предметами. Магия не только как набор приемов но и как особый способ восприятия мира, как стратегия воздействия на него в интересах людей.
Во многих шаманских ритуалах для достижения медитативного состояния (транса) используются наркотические вещества, главным образом в виде тинктур и экстрактов (напитков): кола, чича ("кактус Сан-Педро"), октли (пейотль) в Америке, сома в Индии, хаома у персов, амброзия у греков, гашиш у арабов и т.д. Однако их применение строго дозируется и допускается лишь в определенных случаях.
Из своих знаний настоящие шаманы никогда не делают тайны - в отличие не только от "черных" шаманов - brujo, но и от жрецов религиозных культов. "Я готов научить всякого, кто искренне этого желает и действительно стремится к знаниям", - говорит Эдуардо Кальдерон. Другое дело, что не каждому дано научиться.
|