Главная » Статьи » ОБУЧЕНИЕ ТАРО » ИСТОРИЯ ТАРО

ТАРО И ЭЛЕМЕНТЫ

 

Древние понимали Огонь, Воду и Воздух как чистые элементы, связанные с уже упомянутыми качествами Бытия, Знания и Блаженства. Эти элементы также соотносятся с тем, что индусы называли Тремя Гунами - Саттвой, Раджасом и Тамасом. Это можно грубо перевести как "Покой", "Деятельность" и "Инертная Тьма".

У Западных алхимиков есть три подобных энергетических принципа, из которых состоят все феномены: Сульфур, Меркурий и Соль. Сульфур - это Деятельность, Энергия, Желание; Меркурий - Текучесть, Разумность, сила Передачи; Соль есть носитель этих двух форм энергии, но и сама обладает качествами, реагирующими на них.

Ученик должен иметь в виду все эти трехчленные классификации. В некоторых случаях один из наборов может быть полезней, чем другие. Сейчас же сосредоточимся на Огне, Воде и Воздухе. Эти элементы представлены в еврейском алфавите буквами Шин, Мем и Алеф. Каббалисты называют их Тремя Материнскими Буквами. В этой конкретной группе три рассматриваемых элемента суть полностью духовные формы чистой энергии; они могут появиться только кристаллизовавшись в четвертый элемент, «Землю», представленную последней буквой еврейского алфавита, Тау. И это еще одна интерпритация идеи Дочери: здесь она понимается как подвеска к Треугольнику. Это Десятка, свисающая с Семерки, Восьмерки и Девятки на диаграмме.

Эти два толкования нужно держать в уме одновременно. Каббалисты, разрабатывавшие Таро, далее перешли к символическому изображению крайне абстрактных идей Отца, Матери, Сына и Дочери и назвали соответствующие картины Королем, Королевой, Принцем и Принцессой. Хоть это и сбивает с толку, их также называли Рыцарем, Королевой, Королем и Принцессой соответственно. Иногда еще Принца и Принцессу называли "Императором" и "Императрицей".

Причина этой путаницы кроется в доктрине Дурака колоды Таро, легендарного Странника, завоевывающего королевскую дочь. Эта легенда связана с крайне мудрым способом выбора королевского преемника - по его способности выиграть принцессу в состязании.

В настоящей колоде Таро решено было представить Отца, Мать, Сына и Дочь фигурами "Рыцаря", "Королевы", "Принца" и "Принцессы", поскольку этого требует наша доктрина, чрезвычайно сложная и трудная. Отец - это "Рыцарь", поскольку он изображается в виде всадника. Для большей ясности можно описать две главные системы: еврейскую и языческую, как если бы они были совершенно независимыми.

Еврейская система - прямая и необратимая, в ней постулируются Отец и Мать, от союза которых рождаются Сын и Дочь. Тут и конец. Лишь более поздняя философская спекуляция вывела Диаду "Отец — Мать" из проявленного Единства, а еще позже источник этого Единства стали искать в Ничто. Это жесткая и ограниченная грубая схема с беспричинным Началом и стерильным Концом.

Языческая же система - это круг: сам себя порождающий, питающий, обновляющий. Это колесо, на ободе которого находятся Отец - Мать - Сын - Дочь; они движутся вокруг неподвижной оси Нуля, объединяются по своей воле, превращаются друг в друга. У этой Орбиты нет ни Начала, ни Конца, никто не выше и не ниже другого. В каждом режиме этой системы подразумевается уравнение "Ничто = Много = Два = Одно = Все = Ничто".

Как ни трудно это было, достигнут по крайней мере один очень желанный результат: объяснено, почему в Таро четыре фигурные карты в каждой масти, а не три. Объяснено также, почему есть четыре масти. Названия и соответствия мастей таковы: "Жезлы" - Огонь, "Чаши" - Вода, "Мечи" - Воздух, "Диски" ("Монеты", "Пантакли") - Земля. Ученик должен заметить взаимодействие четверок. Важно заметить еще и то, что без четверки не обходится даже десятеричное расположение Сефирот. Дерево Жизни можно разделить на четыре уровня, или плана: число 1 соответствует Огню, числа 2 и 3 - Воде, числа от 4 до 9 - Воздуху, а 10 - Земле. Это деление применимо и к Человеку. Единица - это его духовная сущность, без качеств и количеств, двойка и тройка представляют его созидательные и передающие силы, его жизнеспособность и разумность, числа от 4 до 9 описывают ментальные и моральные качества его человеческой личности, шестерка является, так сказать, конкретной проработкой единицы. Десятка соответствует Земле, то есть физическому проводнику предыдущих девяти чисел. Вот еврейские названия этих частей души: 1- Йехида; 2 и 3 - Хая и Нешама; от 4 до 9 - Руах; наконец, 10 - Нефеш.

Эти четыре плана, опять - таки, соответствуют так называемым "Четырем Мирам". Чтобы понять их природу, следует обратиться - конечно, со всеми должными оговорками - к платонической системе. Единица есть Ацилут, Мир Архетипов, двойка же, будучи динамическим аспектом единицы, является практическим атрибутом. Тройка - это Брия, Мир Творения, в котором Воля Отца оформляется через Зачатие Матери - так сперматозоид, оплодотворяя яйцеклетку, делает возможным воспроизводство образа родителей. Числа от 4 до 9 охватывают Йецира, Мир Формирования, в котором производится интеллектуальный образ, воспринимая форма идеи; этот ментальный образ становится реальным и ощутимым в числе 10 - в Ассия, Мире Материальном.

Пробираясь через все эти запутанные (и порой кажущиеся противоречивыми) соответствия с неустанным терпением и настойчивостью, в конце концов приходишь к ясному пониманию - бесконечно более ясному, чем любое возможное интеллектуальное толкование. И это есть важнейшее упражнение на пути к посвящению. Поверхостный рационалист легко может найти "дыры" в этих соответствиях и полуфилософских гипотезах (или почти гипотезах); но и столь же легко доказать с помощью математики, что невозможно ударить по мячу для гольфа.

До сих пор главной темой этого материала было Древо Жизни, состоящее из Сефирот. Теперь уместно рассмотреть взаимоотношения Сефирот друг с другом. Легко заметить, что структуру Древа Жизни завершают двадцать две линии. То, как они соответствуют буквам еврейского алфавита будет объяснено своим чередом. Способ соединения линий в некоторых случаях может показаться произвольным. Например, равносторонний треугольник из чисел 1, 4 и 5 представляется вполне подходящей естественной основой для Операций Философии. Но линии, соединяющие единицу с четверкой и пятеркой, отсутствуют. И это не случайно. Нигде в фигуре Древа Жизни нет направленного вверх равностороннего треугольника, хотя есть три таких треугольника, обращенных вершиной вниз. Так получается из-за начальной формулы "Отец, Мать, Сын", трижды повторенной в убывании простоты и духовности. Число 1 находится над этими треугольниками, потому что оно интегрирует Ноль и зависит от Тройной Завесы Негативности.

Сефирот, которые, как уже показано, суть эманации числа 1 - это вещи - в - себе, почти в кантовском смысле. Соединяющие же их линии - это Силы Природы, гораздо менее завершенные, менее загадочные, менее абстрактные.