Главная » Статьи » ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ » Лекция 7 |
ШУМЕР
Двуречье - благодатный край, не без оснований считающийся "родиной цивилизаций", по крайней мере тех, которые принято называть авраамитическими - иудейской, христианской и мусульманской. Авраамитическими они называются потому, что все эти три религии признают своим пророком и родоначальником библейского Авраама, родом который был, как известно, из Ура Халдейского (Быт. 11:31), города-государства в древнем Шумере. На семитских языках этот край называется Арам Нахараим ("Арам Двуречья" в отличие от Арама Сирийского - Арамеи, откуда родом был Иисус Христос), и по-гречески тоже похоже: Месо-потамия, Междуречье. Кстати, обе его реки, Тигр и Евфрат, считались двумя из четырех рек Рая. Реки Рая - Хавила, Гихон, Тигр и Евфрат (Быт. 2:10-14). О том, что за реки две первые, существует масса версий (например, Нил и Ганг). Сам Рай тоже, соответственно, находился где-то недалеко от Каспийского моря (библейские историки даже находят, где). Однако шумерийцы не были семитами. Сами они называли себя "черноголовыми. Если вспомнить Теорию Семи рас, то шумерийцы принадлежали к шестой подрасе Четвертой расы. Они были темнокожими, крепкими и приземистыми и говорили на странном языке, агглютинирующем (а не флектирующем, как наши), наподобие суахили или аналогичных. Что означает название "Шумер", неизвестно. Возможно, оно восходит к одному из имен лунного бога Син (Шин). В Библии Шумер называется "Сеннаар" - отголоски этого корня прослеживаются в санскр. Сумеру (Меру, свящ. гора индийцев, на вершине которой находился город Брахмы), в имени царицы Шамирам (Семирамида), и др. История Шумера почти точно укладывается в эру Тельца (4000-2000 до н.э.). Этого уже достаточно, чтобы представить себе суть "архаической" космогонии шумерийцев, уже знакомую нам по другим лекциям: Из первозданного океана (вода, женское начало, богиня Намму) выделились небо (огонь, мужское начало, бог Ану) и земля (женское, богиня Ки). После этого между ними появился воздух (мужское начало, бог Энлиль). Потом возникли "дингиры" - те же вуду и аку-аку, т.е. божества и духи, управлявшие морем, светилами, реками и горами, каждым полем и домом, каждой мотыгой и плугом (Крамер, Сэмюэл. История начинается в Шумере. М., "Наука", 1991). Крамер - добросовестный ученый, собравший и проанализировавший все данные, которые имеются у нас на сегодняшний день о Шумере. Однако судя по тому, о чем он пишет, а о чем избегает писать, он тоже был не свободен от "идеологических установок", а потому безжалостно вымарал все, что хоть сколько-нибудь напоминало об эзотеризме. Потом было несколько попыток создать человека (из глины): разные боги соревновались в этом, но у них не получалось - получались то уроды, то бесполые существа, то безмозглые... Прослеживается параллель с мифами майя (Пополь Вух, М., 1959, репринт 1993), а также с Теорией Семи Рас. Духи - дингиры были добрые и злые, одни помогали людям, другие мешали, а некоторые - как когда. Поэтому и культ развивался по уже знакомой нам схеме - комбинации верований и культа, включавшего ритуалы задабривания духов, жертвоприношения и не в последнюю очередь врачевание. Тот же Крамер приводит примеры вполне профессиональных рецептов разных мазей, микстур и припарок эпохи 2300 г. до н.э. Он радуется, что в этих рецептах нет "никакой мистики и магии", забывая, что в архаичной культуре любое действие уже есть магия, а врачевание - тем более. Да и в наши дни хороший врач не может не быть немного магом, иначе это не хороший врач. Шумерийцы ничего не знали о вирусах и бактериях, а рассуждали просто: раз в мире всем управляют духи, значит, свой дух (злой, конечно) есть и у каждой болезни. Микстуры и припарки нужны, чтобы помочь ТЕЛУ человека справиться с болезнью, но главное – это справиться со злым духом, овладевшим его ДУШОЙ. Поэтому они, помимо изготовления лекарственных снадобий, производили над ними магические манипуляции, молились добрым богам и духам и заклинали злых. Иногда делали фигурку "духа-возбудителя болезни" и прикладывали к больному месту. Самое интересное, что с точки зрения современного эзотеризма дело тоже обстоит именно так. Болезни объясняются не только (и не столько) действием вирусов и бактерий, сколько готовностью человека воспринять это действие. "Судите сами - вокруг нас полно всяких вирусов, бактерий и прочих вредоносных тварей, - пишет современный немецкий писатель Г. Розендорфер, - да и сами люди часто не имеют никакого понятия о гигиене... Мы бы наверное давно болели все поголовно, если бы болезни подчинялись обычным физическим законам. Однако на самом деле, если человек не хочет болеть, он не заболеет, точно так же как и в аварию не попадет, если не захочет". "Хотение" же (готовность) человека заболеть или попасть в аварию часто оказывается результатом его злых помыслов, гнева, зависти, т.е. искажений на астральном и ментальном уровне, как сказали бы мы сегодня, которые лишь во вторую очередь проявляются на физическом. А приложение фигурки злого духа к больному месту есть, в сущности, не что иное, как "архаичное" осуществление принципа гомеопатии - лечить подобное подобным. Попробуйте сами: заболев гриппом, напишите на клочке бумаги слово "грипп" и приложите к носу и горлу. Это, конечно, не самый действенный, но и не самый безнадежный способ лечения гриппа. Это древним шумерийцам уже было ясно, и они, как представители любой "таврической" культуры, стремились не нарушать status quo (равновесие в макрокосме и микрокосме), а по возможности соблюдать его законы. Таких законов шумерийцы насчитывали 108 - тоже сакральное число, любимое во многих культурах, например, в китайской. Они называли их "МЕ". Перечислим для примера несколько "МЕ": Власть дингиров, Власть царя, Корона, Престол, Скипетр, Храм, Власть Верховного Жреца, Власть Хозяйки, Истина, Мир, Справедливость, Нисхождение в Подземное царство, Знамя, Потоп, Оружие, Ложь, Радость Сердца... Не напоминает ли это нам список арканов Таро, только более развернутый? Таким образом, несмотря на то, что с нами шумерийцы ни в языковом, ни в этническом родстве не состоят, культурное родство несомненно: представления, получившие свое развитие в авраамитических культурах несколько тысяч лет спустя, берут свое начало в Шумере. Шумерийцы же, как известно, изобрели клинопись и систему счисления с основанием 60, в результате чего у нас до сих пор в 1 часе насчитывается 60 минут, а в минуте - 60 секунд... |