Главная » Статьи » ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ » Лекция 7

АССИРИЙЦЫ



Вернёмся к истории. Как ни были сильны вавилоняне, однако их царствию тоже пришел конец. Около 1500 г., то есть примерно тогда, когда египетский фараон Аменхотеп объявил себя Эхнатоном, а Моисей решил увести своих единоверцев из Египта, династия царей вавилонской национальности была свергнута другой семитической династией, ассирийской.

 

 Тех древних ассирийцев не следует путать с нашими современниками, которых называют так же: это скорее сирийцы, бывшие жители Арама Сирийского, а не

Арама Нахараим (откуда и путаница), приверженцы зороастризма или одного из его толков. Они употребляют эфедру (авест. хаома) и поклоняются Ормузду.

 

Ассирийцы были странным народом. С одной стороны, у них сохранилось очень много древних, "архаичных", верований (см. лекцию 6), с другой же в их сознании уже было осознание превосходства духа над “железным мечом и медным щитом” - этих незыблемых опор более древних эпох. Именно высокий дух помог им одолеть правителей столицы мира - Вавилона, но только лишь правителей: мощный государственный механизм, созданный до них, очень скоро поглотил их, как то было со множеством других малоразвитых завоевателей последующих эпох, приходивших "на готовое" и благодаря этому проходивших процесс цивилизации ("цивилизофикации") в ускоренном темпе.


Достижения шумерийцев и вавилонян под властью ассирийцев не погибли. Наоборот, при любой смене власти (а войн и переворотов там, было много) в Междуречье учились и работали ученые, собирались и обрабатывались сведения, писались и хранились глиняные таблички. Даже разрушение Вавилона (689 до н.э.) не изменило этого положения: город был отстроен заново, а "эмиграция" ученых лишь ускорила распространение вавилонских знаний, ибо там, где они находили себе временное пристанище, тоже возникали школы и библиотеки.

 

Не вдаваясь в исторические подробности, отметим, что в X – VIII в. до н.э. ассирийские цари начали выводить из завоеванных стран мужчин для своего войска вместе с их женами, наложницами и детьми (что делает ассирийцам честь в сравнении с европейскими работорговцами XVI-XIX вв.). Тогда цари щадили своих солдат, отправляя в чужие страны чужих же воинов. Около 740 г. до н.э. из Палестины таким образом была уведена в Вавилон первая партия евреев (потом последовали новые "эвакуации", последняя из которых произошла в 586 г. до н.э.).

 

 Что имели евреи до прихода завоевателей из Двуречья? Смутные воспоминания о едином царстве Соломона и Давида, да многобожие, среди которого сатурнический Ягве был лишь верховным жрецом - он не был юпитерианским божеством - покровителем, олицетворением победоносного царя, а всего лишь хранителем Закона, и уж никак не верховным богом. Однако закона никто не придерживался, войска не было, государства тоже не было. Не было литературы, истории, философии и тем более никакой эзотерики, если не считать простейших мантических и магических приемов, да и то заимствованных у более культурных соседей – египтян и финикийцев.

 

В Двуречье же евреи нашли высокоразвитое государство со столицей в огромном "вечном городе" Вавилоне, мощное жречество, регулярную армию, торговые дома с миллионными оборотами, но прежде всего - культуру: календарь и хронологию, всемирную историю (хоть и основанную на мифологии, но на мифологии опять-таки высокоразвитой), агрономию и геометрию, математику, астрологию и хирологию.

 

Главное то, что все это было евреям понятно: их язык мало отличался от официального аккадского, на котором общались все от Инда до Нила, почти как сейчас на английском. На нем велась вся дипломатическая переписка. Не удивительно, что у них возник миф о Вавилонской башне: "…на всей земле был один язык и одно наречие..." (Бытие, гл.11).

 

В Двуречье выросли новые поколения евреев. К 539 году до н.э., когда Вавилон был покорен персидским царем Киром, эзотерическое сознание евреев значительно возросло и, когда еще год спустя им разрешено было вернуться в Палестину, это уже был фактически "другой народ", о котором мы будем говорить в следующей лекции. А здесь мы отметим, что вернувшись, евреи застали "дома" таких же дикарей, которыми когда-то были сами: ведь из Палестины, естественно, увели не все местное население. Первые же попытки "репатриантов" договориться с местными (самарянами) окончились неудачей (см. Книгу Ездры, гл. 3).

 

За два с лишним века пребывания евреев в Двуречье многое изменилось и в самой Ассиро-Вавилонской державе. В 626 г. до н.э. ассирийскую династию снова сменила вавилонская (халдейская), и начался новый этап развития шумеро-вавилонской культуры.