Главная » Статьи » ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ » Лекция 7 |
АССИРИЙЦЫ
Вернёмся
к истории. Как ни были сильны вавилоняне, однако их царствию тоже пришел конец.
Около 1500 г., то есть примерно тогда, когда египетский фараон Аменхотеп
объявил себя Эхнатоном, а Моисей решил увести своих единоверцев из Египта, династия
царей вавилонской национальности была свергнута другой семитической династией, ассирийской. Тех древних ассирийцев не следует путать с
нашими современниками, которых называют так же: это скорее сирийцы, бывшие жители Арама Сирийского, а не Арама
Нахараим (откуда и путаница), приверженцы зороастризма или одного из его
толков. Они употребляют эфедру (авест. хаома) и поклоняются Ормузду. Ассирийцы
были странным народом. С одной стороны, у них сохранилось очень много древних, "архаичных",
верований (см. лекцию 6), с другой же в их сознании уже было осознание превосходства
духа над “железным мечом и медным щитом” - этих незыблемых опор более древних
эпох. Именно высокий дух помог им одолеть правителей столицы мира - Вавилона, но только лишь правителей: мощный государственный
механизм, созданный до них, очень скоро поглотил их, как то было со множеством
других малоразвитых завоевателей последующих эпох, приходивших "на
готовое" и благодаря этому проходивших процесс цивилизации
("цивилизофикации") в ускоренном темпе. Достижения шумерийцев и вавилонян под властью ассирийцев не погибли. Наоборот,
при любой смене власти (а войн и переворотов там, было много) в Междуречье
учились и работали ученые, собирались и обрабатывались сведения, писались и
хранились глиняные таблички. Даже разрушение Вавилона (689 до н.э.) не изменило
этого положения: город был отстроен заново, а "эмиграция" ученых лишь
ускорила распространение вавилонских знаний, ибо там, где они находили себе
временное пристанище, тоже возникали школы и библиотеки. Не
вдаваясь в исторические подробности, отметим, что в X – VIII в. до н.э.
ассирийские цари начали выводить из завоеванных стран мужчин для своего войска
вместе с их женами, наложницами и детьми (что делает ассирийцам честь в
сравнении с европейскими работорговцами XVI-XIX вв.). Тогда цари щадили своих
солдат, отправляя в чужие страны чужих же воинов. Около 740 г. до н.э. из
Палестины таким образом была уведена в Вавилон первая партия евреев (потом
последовали новые "эвакуации", последняя из которых произошла в 586
г. до н.э.). Что имели евреи до прихода завоевателей из
Двуречья? Смутные воспоминания о едином царстве Соломона и Давида, да
многобожие, среди которого сатурнический Ягве был лишь верховным жрецом - он не
был юпитерианским божеством - покровителем, олицетворением победоносного царя, а
всего лишь хранителем Закона, и уж никак не верховным богом. Однако закона
никто не придерживался, войска не было, государства тоже не было. Не было литературы,
истории, философии и тем более никакой эзотерики, если не
считать простейших мантических и магических приемов, да и то заимствованных у
более культурных соседей – египтян и финикийцев. В
Двуречье же евреи нашли высокоразвитое государство со столицей в огромном
"вечном городе" Вавилоне, мощное жречество, регулярную армию,
торговые дома с миллионными оборотами, но прежде всего - культуру: календарь и
хронологию, всемирную историю (хоть и основанную на мифологии, но на мифологии
опять-таки высокоразвитой), агрономию и геометрию, математику, астрологию и
хирологию. Главное
то, что все это было евреям понятно: их язык мало отличался от официального
аккадского, на котором общались все от Инда до Нила, почти как сейчас на
английском. На нем велась вся дипломатическая переписка. Не удивительно, что у
них возник миф о Вавилонской башне: "…на всей земле был один язык и одно
наречие..." (Бытие, гл.11). В
Двуречье выросли новые поколения евреев. К 539 году до н.э., когда Вавилон был
покорен персидским царем Киром, эзотерическое сознание евреев значительно
возросло и, когда еще год спустя им разрешено было вернуться в Палестину, это
уже был фактически "другой народ", о котором мы будем говорить в
следующей лекции. А здесь мы отметим,
что вернувшись, евреи застали "дома" таких же дикарей, которыми
когда-то были сами: ведь из Палестины, естественно, увели не все местное
население. Первые же попытки "репатриантов" договориться с местными
(самарянами) окончились неудачей (см. Книгу Ездры, гл. 3). За
два с лишним века пребывания евреев в Двуречье многое изменилось и в самой
Ассиро-Вавилонской державе. В 626 г. до н.э. ассирийскую династию снова сменила
вавилонская (халдейская), и начался новый этап развития шумеро-вавилонской
культуры. |